Из истории выборов
Выборы – это один из основных способов определения носителей власти.
Во времена Древней Руси выборы проходили на вече – собрании свободных мужчин-общинников.
Вече существовало ещё в догосударственный период. Сохранилось оно и после возникновения Киевской Руси. Более того, в русских землях XI–XII вв. вече являлось высшим органом власти. Историкам известно о вечевых собраниях в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах. На вече решались важнейшие вопросы, в том числе и о выборах должностных лиц. Выборы были прямыми и открытыми. Любой из присутствующих на вече мог предложить («выкрикнуть») кандидата.
По летописным свидетельствам, из пятидесяти киевских князей четырнадцать были приглашены по решению веча (1113,1132,1146,1154гг.). Характерны обстоятельства избрания на киевский престол в 1113г. Владимира Мономаха, которого “именитые мужи” с вечевого согласия дважды приглашали занять престол.
Вече могло избрать наиболее подходящего для города представителя династии. Таким образом, городская община контролировала деятельность княжеской власти и, если последняя становилась неугодной горожанам, князя могли изгнать.
В настоящее время принято считать историю выборов в России с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв., потому что именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты.
Обычаи самоуправления в вольном Новгороде были очень давними. Через Новгородскую землю проходили важнейшие торговые пути – из Балтики к верховьям Западной Двины, Днепра и Волги. В IV-XII в.в. в Новгороде сидел старший сын Киевского князя. Господин Великий Новгород был крупнейшим городом средневековой Европы, насчитывавшим в начале XIII в. около 80 тыс. жителей (население Лондона в это время не превышало 36 тыс. человек). Это был центр ремесла и торговли между Европой и Востоком, крупнейший землевладелец. Столица Северо–Западной Руси в XII – XIII вв. представляла собой своеобразную федерацию, объединявшую торгово-посадское население.
Высшая власть в республике принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа. Выборными были и главные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, архиепископ.
Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В эпоху Московской Руси слово «вече» исчезает из обихода. Собрание членов общины («мира») называют теперь мирским сходом.
Особое место среди органов государственной власти в XVI - XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. - избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. - Василий Шуйский, 1613 г. - Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
В начале XX века в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905 - 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган - Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система.
С утверждением у власти большевиков и роспуском Учредительного Собрания перспектива демократического развития России была утрачена. Установившаяся в стране жесткая однопартийная политическая система не допускала проведения свободных выборов. И хотя избирательное законодательство советской России включало демократические принципы проведения выборов, фактически выборы находились под жестким контролем властей и только в постсоветский период избирательное законодательство стало развиваться на демократических принципах.
Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).